Аутизм, РАС (расстройств аутистического спектра) – нарушение развития, характеризующееся неспособностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Это поведенческий синдром с группой конкретных признаков, проявляющихся совместно с тревожными расстройствами, ОКР, речевыми и двигательными нарушениями, поведенческими проблемами, в том числе СДВГ.
Интеллект при аутизме не страдает. Также аутизм никак не связан с умственной отсталостью.
«С вашим ребёнком что-то не так…» – частая и ранящая фраза, которую слышат родители аутичных детей, и считают, что они крайне одиноки в своей беде. Но это не так, детей с расстройствами аутистического спектра очень много.
Мы должны учиться понимать людей, не похожих на нас, и быть к ним внимательными, но никак не жестокими!
В разных странах коррекцию поведения при аутизме проводят по-разному. К сожалению, в России статистика по аутизму плохо изучена, а помощь пока развита крайне слабо.
Современная наука объясняет проявления аутизма, но не природу этого заболевания. А тотальная и пугающая некомпетентность большинства воспитателей, педагогов, психологов, дефектологов – реальность наших детских садов и школ, лишь усугубляющая ситуацию, но никак не помогающая.
Аутизм имеет особенности, мешающие вовремя диагностировать состояние, и начать коррекцию. Термин «аутистический спектр» означает, что симптомы у разных людей могут сильно отличаться по частоте и интенсивности проявления.
Данное состояние сопровождается серьёзными трудностями в общении, в восприятии и неадекватной реакции (срывы, неконтролируемая истерия) на повседневные стимулы (например, звуки, цвета, отсутствие привычных атрибутов повседневной жизни и т.п.), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе.
Признаки аутизма проявляются очень рано, ещё до того, как малыш достигает возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов можно купировать и заметно уменьшить их остроту.
Аутичные люди могут обладать очень высоким интеллектом, но при этом испытывать колоссальные сложности в повседневной жизни с бытовыми навыками и самообслуживанием. В этом случае человек может быть гениальным учёным, но не сможет сам завязать шнурки или почистить зубы.
Трудности в отношениях с другими людьми
Дети, страдающие аутизмом, живут в своём собственном мире, они напрямую говорят то, что думают, им крайне сложно формировать и устанавливать эмоциональные привязанности как с родителями, так и с другими людьми. Реакции аутичных детей могут быть совершенно непредсказуемы.
Данное состояние может проявиться уже в младенчестве — например, когда ребёнок безразлично относится к тому, что его берут на руки или не любит этого.
Кроме того, страдающий аутизмом ребёнок с самого раннего возраста не только не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуальных контактов с другими людьми, в социальном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица.
К сожалению, отсутствует связь с ровесниками или дружба с ними, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие совместного участия и сотрудничества. Особенно, если совершенно не заниматься с ребёнком и игнорировать его.
Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие серьёзно задерживается. Ребёнок может быть слишком чувствителен к звукам, запахам, вкусам, текстурам, свету и цвету – или совершенно нечувствителен; особенно внимателен к деталям предметов, например, у машинок его интересуют только колеса – и больше ничего.
На малейшее препятствие или запрет аутичный ребёнок может ответить взрывом сильной ярости и агрессии, которые могут быть направлены как на себя, когда дети кусают свои руки, бьют себя по лицу, бьются головой о пол, так и на других, и тогда дети кусают, царапают, бьют родителей или незнакомых людей.
С возрастом острота всех этих проблем может снижаться, но чаще всего и в зрелом возрасте большинство детей с аутизмом продолжают испытывать серьёзные трудности в общении. Взрослым людям с аутизмом также крайне тяжело вести диалог, управлять эмоциями и понимать эмоции других людей.
Очень часто дети с аутизмом страдают от сопутствующих заболеваний – аллергии, астма, атопический дерматит, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, эндокринной системой, нарушения сна.
Нарушения языкового общения характерны для всех детей с аутизмом. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжёлых случаях на протяжении всей жизни способность говорить так и не формируется.
Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У некоторых детей повторение по принципу «эха» происходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком.
У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных программ, причём удивительно надолго. Часто правильная речь ребёнок-аутиста перемежается грамматическими ошибками, такими, например, как неправильное использование местоимений, и изобилие других нарушений. Также детям с трудом удаётся запоминать названия предметов, использовать метафоры, а абстрактное мышление отстаёт в развитии.
Речь ребёнка с аутизмом обычно довольно монотонна и бесцветна, лишена эмоций и других нюансов, часто это может быть просто набор звуков. В речи отсутствуют эмоции, а выражение лица не меняется; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.
Причины развития аутизма
Около 80% риска аутизма учёные связывают с наследственными генетическими факторами. Такой вывод был сделан учёными на основе анализа нескольких поколений в более чем 2 миллионах семей из нескольких стран.
Исследования 2019 года подтвердили, что у людей с аутизмом работа автономной нервной системы, контролирующая дыхание, сердцебиение и пищеварение, отличается, что может объяснить социальные трудности, сенсорную чувствительность и частые пищеварительные проблемы.
Изменения в работе мозга и генетические мутации при аутизме, связывают с изменениями в микробиоме – микроорганизмах в кишечнике.
Эксперименты на мышах показали, что аутизм связан не только с наличием определённых генных мутаций, управляющих работой и развитием мозга, но и с наличием определённых бактерий в кишечнике самих аутистов и их родителей.
В журнале Cell были опубликованы результаты исследований по трансплантации микрофлоры кишечника, с помощью которых учёные превратили несколько здоровых мышей в полноценных «аутистов», и затем аналогичным образом избавили их от этого заболевания. Учёные Калифорнийского технологического института считают, что пересадка микрофлоры изменяет работу генов в клетках мозга, вызывая аутизм. Но это не подтверждает того, что именно микробы порождают этот синдром. Такая «пересадка» здоровой микрофлоры мышам-матерям снижала вероятность развития аутизма у их детёнышей, а её замена в организме самих мышат делала их более общительными и социальными.
Анализируя различия в микрофлоре мышат, учёные выделили три вида бактерий – Bacteroides ovatus, Parabacteroides merdae и Eisenbergiela tayi, чья численность была непосредственно связана с тем, насколько ярко проявляют себя симптомы аутизма. Первые два микроба почти всегда отсутствовали в кишечнике грызунов-аутистов, последних же было необычно много. Все эти бактерии оказывают большое влияние на работу генов, отвечающих за развитие клеток мозга, в том числе и участков ДНК, связанных с аутизмом.
Природа возникновения и проявления человеческого аутизма гораздо сложнее, крайне активно и повсеместно ведутся исследования аутизма, изучение биологических механизмов его возникновения, а также разработка и тестирования новых методов лечения. Проводятся клинические испытания нескольких препаратов, в том числе гормональных, которые могут привести к улучшению социальной коммуникации у людей с аутизмом.
Несмотря на большой объём проведённых исследований, причина аутизма так и не установлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего возникает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с нарушением работы мозговых центров, ответственных за приём и переработку информации в речевой области.
Саймон Барон-Коэн (британский клинический психолог, профессор Кембриджского университета в Великобритании, директор Центра по исследованиям аутизма и действительный член Тринити-колледжа) считает, что риск развития аутизма повышает избыток половых гормонов эстрогена и тестостерона в организме женщины во время беременности и их проникновение в организм её будущего сына. Но ещё только предстоит исследовать, характерна ли эта особенность для женщин-аутистов.
⚠️Аутизм не связан с недостатками воспитания ребёнка со стороны родителей, но его течение напрямую зависит от этого воспитания! Ребёнок, страдающий аутизмом, страдает им уже с момента рождения, дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и практика воспитания ребёнка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания, но отсутствие внимания родителей к ребёнку и жестокое обращение влияют остроту проявлений данного синдрома, и какая в последующем будет взрослая жизнь у ребёнка с аутизмом.
И в зависимости от того, как родители реагируют на заболевание своего ребёнка, он, в пределах своей болезни, может добиться больших или меньших результатов.
Лечение аутизма
Аутизм неизлечим на сегодняшний день, но вопреки распространённому заблуждению, заболевание далеко не всегда превращает свою «жертву» в инвалида, выбрасывая из жизни общества. Полноценная жизнь с аутистическими расстройствами возможна, но – при условии своевременной и правильной коррекции, что конечно требует колоссального терпения, заботы и времени как от близких, так и от педагогов и медиков.
Ребёнку с аутизмом необходима постоянная забота.
В настоящее время не существует универсальных 100% эффективных программ по аутизму.
Раннее вмешательство помогает! Существуют разновидности поведенческой терапии, эффективно улучшающих речь у аутичных детей. Методы лечения приспособлены к конкретным индивидуальным потребностям каждого отдельного ребёнка. Внимательно выбирайте комфортные для ребёнка программы, содействующие развитию навыков речи и общения.
Учёные из Медицинской школы Стэндфордского университета, США считают, что обучение основным реакциям, опорным навыкам, с привлечением родителей лучше, чем другие методы терапии, мотивирует детей с аутизмом и значительной задержкой речи налаживать социальные коммуникации и говорить.
Будьте бдительны! Относитесь с подозрением к заявлениям о том, что аутизм можно раз и навсегда вылечить какими-то лекарствами или одним видом терапии. При выборе вспомогательных программ родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, и заявляющим, что они приводят к 100% успехам.
Пробуйте разные методы терапии, ориентируйтесь на своего малыша и его индивидуальность. Если какой-то вариант терапии не помогает, отбросьте его, не издевайтесь над ребёнком.
На сегодняшний день не существует лекарств, которые могут излечить аутизм. Однако некоторые лекарства помогают смягчать симптомы, создающие препятствия для обучения ребёнка.
Кстати, французские врачи предпочитают работать с проявлениями аутизма при помощи психоанализа, обучая пациентов правильно вести себя в различных ситуациях.
Жестокость и насилие по отношению к ребёнку не поможет ни ему, ни вам ⚠️
Прежде всего родители должны создать малышу комфортную эмоционально-психологически среду, чувство уверенности в себе и защищённости, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.
Здоровые внутрисемейные отношения, правильный уход и соблюдение привычных ритуалов помогут значительно улучшить самочувствие ребёнка с аутизмом.
Избегайте громких звуков, разговаривайте с ребёнком спокойно, размеренным тоном. Дети с расстройствами аутистического спектра не считывают ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимаются ими как повод к беспокойству и повышают тревожность.
Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Для нервной системы аутичных детей лучше всего подойдут тихие звуки природы, размеренная, спокойная, нераздражающая классика.
Аутичные дети не подражают взрослым, буквально воспринимают речь, и крайне тяжело переживают любые изменения в режиме дня и окружающей обстановке, а также ревностно относятся к личному пространству, и не любят лишних прикосновений.
* Телесный контакт с незнакомым человеком воспринимается ребёнком-аутистом как жестокое нарушение границ ⛔️
Важно спросить у ребёнка разрешение, если вы хотите прикоснуться к нему. Стороннее вмешательство усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же хотите вмешаться в какой-то ситуации, когда ребёнок с РАС ведёт себя странно, то перед тем как оказать помощь, спросите, нужна ли она.
Для детей с аутизмом крайне важны повседневные повторяющиеся ритуалы, так как они испытывают трудности приспособления к переменам в окружающей действительности и проявляют стремление к сохранению закреплённого порядка в своей жизни.
Даже небольшие изменения, например, перестановка каких-то предметов в квартире, могут привести к сильной истерике, бесцельным взмахам руками, дёрганью себя за волосы и даже к ударам себя по голове, кружению, раскачиванию взад-вперёд или принятию застывших поз.
Дети-аутисты сильно привязываются к самым разным и зачастую бессмысленным предметам — например, кусочкам ткани, камушкам, верёвочкам или крышечкам — и очень огорчаются, если эти предметы у них отобрать. Они очень любят крутящиеся предметы с повторяющимися движениями, также часто придумывают себе ритуалы, например, постоянно прикасаться к определённым предметам в чётко определённой последовательности. За это ребёнка нельзя ругать и нельзя отбирать у него его любимые вещи.
Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрослые больные, проявляют особый интерес к видам деятельности, связанным с зазубриванием, например, запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты, могут долго изучать телефонные справочники и запоминать их наизусть.
Аутичные дети нуждаются в многократном повторении названий предметов. Нужно проговаривать ребёнку, для чего предназначен предмет, пока ребёнок не привыкнет к ним, зафиксировав предмет в поле своего внимания.
Вовлекайте ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность. Собирайте лего, пазлы, мозаики и головоломки, разыгрывайте «спектакли» с куклами. Дети-аутисты любят невербальные игры (без использования речи), с чётко установленными правилами, задействовав при этом поощрение.
А чтобы ребёнок начал понимать ваше настроение, говорите с ним чётко, тихо, ваша мимика обязательно должна быть выразительной.
Отсутствие круга общения и изоляция как ребёнка, так и родителей, ухудшают ситуацию, поэтому обязательно ищите поддержку у людей с подобными проблемами. Не создавайте себе и малышу «вакуумную среду».
Существуют группы и фонды, поддерживающие детей с аутистическим спектром расстройств. Мамы аутичных детей рассказывают, что крайне важно не оставаться со своими мыслями и бедами, а также один на один с ребёнком 24/7, обязательно общайтесь с другими людьми, не замыкайтесь в себе. А время и силы на себя – это часть общей терапии.
Прежде чем начинать медикаментозное лечение, следует пройти вместе с ребёнком полное медицинское обследование и максимально убрать все соматические факторы.
Продуманная и последовательная работа помогает полностью реализовать интеллект ребёнка. Не исключено, что в будущем ребёнок будет комфортно себя чувствовать и сможет учиться в обычной школе.
Помните о том, что одной резкой фразой или жестоким обращением вы можете на долгий срок свести к нулю общение с ребёнком-аутистом.
Не игнорируйте ребёнка, не говорите о нём в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчёркивая тем самым его отличие от окружающих, он ещё больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества.
Самым новым и перспективным подходом к образованию и обучению маленьких детей-аутистов является обучение их в кругу семьи. Специалисты в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам образования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи.
В случае с аутизмом не работает ожидание, он не проходит «сам по себе», поэтому важно начать работать с расстройством вовремя, игнорирование проблемы может закончится фатально, а время будет упущено. Обучение необходимо начинать как можно скорее, как только ребёнку поставлен диагноз.
Аутизм не приговор, и дети-аутисты имеют шансы на полноценную жизнь.
В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.
Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем комментарии, предложения или возражения.
Аутизм – ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET
Источник