Термин «непраздная» сохранялся в фольклоре столетиями. Именно так, а не иначе раньше называли беременную женщину. Более того, это было не просто народное «прозвище», а синоним. Подтверждение тому – памятники церковнославянской литературы: «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Да и в записках о здравии беременных до сих пор добавляют: «непраздная».
Беременность на Руси считалась одним из самых важных этапов в жизни женщины. Именно поэтому с беременностью было связано столько примет, поверий и ритуалов. Так, женщина, находившаяся в положении, как можно дольше скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Тогда верили, что лучше всего дитя развивается в том случае, если об этом никто кроме матери не знает. Понятно, что многие родственники и соседи в какой-то момент начинали догадываться о том, что происходит, но всегда подыгрывали будущей матери и никогда не задавали прямых вопросов. Считалось, что подобными расспросами на беременную можно навести порчу. Когда же появлялись явные признаки, спросить у женщины напрямую о ее положении имели право лишь супруг, мать и свекровь.
С того момента, когда о беременности становилось известно домочадцам, они окружали будущую мать подчас небывалой прежде заботой. Если женщина хотела отдохнуть, ее не бранили за то, что она отлынивает от работы. Вообще, обязанности, связанные с применением физической силы, непраздной старались не поручать. Тем более, что в таком случае женщина могла «встряхнуться» или «зашибиться», и это повредило бы не только ей самой, но и ребенку. Под любым предлогом домочадцы пытались дать беременной «задание» полегче. По мере приближения родов опека становилась все более и более навязчивой. Иногда, когда рабочих рук не хватало, в дом для выполнения каких-либо работ приглашали даже соседей, чтобы только не привлекать к труду будущую мать.
Вот так вот, казалось бы на первый взгляд, праздно проводила почти весь период беременности русская женщина. Праздность же, согласно словарям, – это ничегонеделание, бесцельная жизнь. Тогда же почему женщину, которая была отстранена от по крайней мере тяжелого труда, на Руси называли непраздной? Дело в том, что материнство считалось главным предназначением женщины, а беременность – такой же работой, как и все остальные. Именно поэтому «непраздная» и стала синонимом «беременной». Впрочем, скорее наоборот: «беременная» стала синонимом «непраздной». Раньше «непраздная» было более употребительным термином, чем «беременная». Беременными же называли женщин лишь представители привилегированных сословий.
Да и в церковнославянском языке слову «беременная» соответствует «непраздная». Недаром написано: «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Даже плодоносящая, вопреки словарю Д. Н. Ушакова, имеет несколько иной смысл в церковной традиции. Во время сугубой ектении возносится прошение: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…» И здесь речь вовсе не о женщинах, находящихся в положении. Плодоносящие – это те, кто «из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды», кто «советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви». Конечно, если в записке о здравии будет указано «плодоносящая», то священник поймет, о ком идет речь. Однако принято все же писать «непраздная».
К слову о религии. Как только ребенок начинал шевелиться в утробе, будущая мать принималась читать по ночам молитву: «Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам». Женщина, ожидающая ребенка, обращалась к Богородице по понятным причинам. Вообще непраздная женщина считалась на Руси отмеченной Богом. Недаром в русских легендах беременная женщина часто сравнивалась с Богородицей, вынашивающей младенца Иисуса.
В том числе именно поэтому к будущей матери относились с большим уважением, старались не сквернословить и не драться в ее присутствии. Тем более, что наши предки верили в том, что настроение женщины во время беременности способно повлиять на состояние здоровья ребенка. Мало того, на женщину в положении нельзя было даже таить обиду. Для этого за несколько недель до родов к беременной приходили родственники и просили прощения, в ответ каялась и будущая мать. Дело в том, что непраздная тоже должна была следить за своим поведением: жить праведно, никого не обижать (даже животных), не произносить ругательств, не воровать и т.д. Непрощенная обида могла «связать» роды и привести к несчастью.
Поэтому почти все желания и капризы беременной женщины выполнялись. К тому же считалось, что того, что хочет будущая мать, хочет и пока не появившийся на свет ребенок. Отказать в чем-либо женщине, находившейся на сносях, считалось непростительным грехом. Более того, если праздник в доме, где жила непраздная женщина, был вовсе не ее честь, гости всегда приносили подарок и для нее. И это неспроста: несмотря на такое отношение, женщина, готовившаяся стать матерью, действительно была непраздной, а выполняла свое предназначение на земле.
Источник