Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок рос здоровым, умным, сообразительным, успешным. Но в жизни не всегда все получается так, как хочется. Мы сейчас не будем говорить о детях с физической инвалидностью, мы поговорим о тех случаях, когда у ребенка присутствуют какие-то ментальные особенности – к примеру, связанные с синдромом Дауна или аутизмом.
У меня есть несколько знакомых семей, где растут такие дети. И, на мой взгляд, родители часто совершают ошибки, которые мешают и им, и детям, и ухудшают качество жизни тех и других.
«Мой ребенок такой же, как все!»
Не все родители готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Одной знакомой, когда ее сын был еще в детском саду, воспитатели стали рассказывать, что он ни с кем не играет, строит дом из коробок, залезает внутрь и может сидеть там часами… Женщина только отмахнулась: «Да что вы говорите, с моим ребенком все в порядке!» И что же? Когда мальчик повзрослел, ему все-таки поставили диагноз «аутизм». Сейчас этот мужчина уже взрослый. О нем заботится мать, а что будет, когда он останется один?
У брата приятельницы дочка получила повреждение головного мозга в результате травмы. Но родители опять же долго отказывались признавать, что с ней неладно, не хотели оформлять инвалидность. Сейчас ей уже девять лет, она не разговаривает, не может сама одеваться, ходит в памперсах…
Нередко, чтобы доказать себе и другим, что ребенок нормальный, родители отдают его в обычный детсад или школу, где он может «не тянуть», не справляться с программой. Некоторые занимаются с таким ребенком дома, считая, что способны справиться с проблемой самостоятельно.
Мне кажется, что это неверная тактика. Если с ребенком явно что-то не так, например, он долго не начинает ходить, разговаривать, странно себя ведет и т.п., не следует ждать, пока он «сам выправится», надо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Возможно, занятия по специальным программам и методикам помогут ребенку адаптироваться к жизни в социуме и научиться быть самостоятельным.
Не стоит и отказываться от инвалидности. Это денежные выплаты, различные льготы, которые могут стать большим подспорьем в жизни семьи, где растет ребенок «с особенностями».
«Будь нормальным!»
Порой родители таких детей пытаются сами подогнать их под общие стандарты. Например, заставляют рисовать, учить стихи, играть в различные игры, общаться с другими детьми, и ужасно сердятся, если у ребенка что-то не получается.
Поймите, ваш ребенок все-таки не похож на других, и его нельзя насильно сделать «нормальным». Ему может потребоваться гораздо больше времени, чтобы что-то выучить, в чем-то разобраться… Если уж вы хотите как-то скорректировать его «особенности», то опять же – сначала проконсультируйтесь со специалистами, а не занимайтесь самодеятельностью.
«У меня нет такого ребенка!»
Многие родители стыдятся «особых» детей, в определенных ситуациях делая вид, что их просто не существует. Например, одна знакомая ни разу не показала умственно отсталого сына мужчине, с которым у нее были отношения. Когда он приходил к ней, женщина на время отправляла мальчика к приятельнице. Естественно, о браке речи так и не зашло: ведь она не могла постоянно прятать психически неполноценного ребенка от собственного мужа.
Моя подруга живет в другой стране. Ее старшая дочь – аутист. Недавно она приехала в Россию навестить родных. Я заметила, что подруга избегает говорить о дочери, хотя охотно говорит о младшем сынишке, который вполне нормален. За месяц пребывания на родине она даже ни разу не сходила с детьми в гости, водила их гулять на дальние детские площадки и предпочитала проводить досуг исключительно в кругу семьи – очевидно, чтобы девочку не увидели ее друзья или соседи.
Хотя, если подумать, что тут такого? Никакой вины родителей в ментальных проблемах ребенка обычно нет. Какой же смысл скрывать ситуацию от окружающих? Тем более все тайное рано или поздно становится явным.
«Да что с него взять!»
Бывают и такие родители, которые просто ставят крест на ребенке, если тот «с особенностями». Они следят лишь за тем, чтобы были удовлетворены физические потребности чада, но не занимаются его развитием и обучением, не пытаются научить такого ребенка жить в реальном мире. Как итог, сын или дочь, даже став взрослыми, продолжают полностью зависеть от матери, отца или опекунов. А ведь ситуацию можно было бы изменить к лучшему с самого начала!
Какие советы можно дать родителям «особых» детей, исходя из всего вышеизложенного?
Примите ситуацию как есть. Да, у вас такой ребенок, и ничего тут не поделаешь. Дети бывают разные.
Не вините себя. Так сложилось, и вы тут ни при чем.
Постарайтесь побольше узнать о том, как можно помочь вашему ребенку, как подобрать для него эффективные программы коррекции и реабилитации. Из детей «с особенностями» иногда получаются прекрасные художники, артисты, математики, спортсмены. Они могут работать в самых разных сферах, иметь личную жизнь и хобби, быть полноценными членами общества… Но для этого вам потребуется гораздо больше сил и ресурсов, чем родителям «обычных» детей.
Активнее общайтесь с родителями других «особых» детей. Вступите в соответствующие сообщества, пусть даже не в реале, а в Интернете. Там вы сможете не только обмениваться опытом и информацией, но и получать физическую и моральную поддержку.
Удачи вам и вашему ребенку!
Источник