Главная / ДЕТИ / Учебник для родителей: Как научить семью с маленьким ребенком крепко и спокойно спать по ночам?

Учебник для родителей: Как научить семью с маленьким ребенком крепко и спокойно спать по ночам?

Крепкий здоровый сон для маленького ребенка не менее важен, чем правильное питание, прогулки на свежем воздухе и внимание близких. Если вы все еще полагаете, что, родив ребенка, о глубоком спокойном сне до утра можно забыть на несколько лет, значит вы еще не знакомы с книгой знаменитого доктора Марка Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок». Восполним этот пробел!

  • Учебник для родителей: Как научить семью с маленьким ребенком крепко и спокойно спать по ночам?

    Доктор Марк Вайсблут: «После первых трех-четырех месяцев жизни любой ребенок может научиться спать правильно. Процесс обучения происходит так же естественно, как и процесс обучения ходьбе. Плохо то, что некоторые родители сами создают проблемы со сном у своих детей. Хорошо же то, что именно они могут их предотвратить или исправить те, которые уже возникли». Смотреть галерею

Книга доктора Вайсблута подскажет вам много полезных приемов, реально помогающих наладить у ребенка крепкий, глубокий и полноценный сон независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей малыша. Мы приведем советы автора, которые касаются ребятишек от рождения до 6 месяцев. 

Далее — отрывки из книги Марка Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок», вышедшей недавно в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Новорожденный: первая неделя жизни

Считается, что этот спокойный и тихий период первых дней жизни ребенка каким‑то образом синхронизирован со временем, которое требуется для начала полноценной выработки молока у матери. Дети много спят, от 15 до 18 часов в сутки, но, как правило, короткими промежутками от двух до четырех часов. Эти периоды сна не подчиняются смене дня и ночи, поэтому используйте для отдыха любой подходящий момент.

Вопрос: Я слышала, что ребенка нужно укладывать, когда он уже сонный, но еще не заснул. Но всякий раз, когда я его кормлю, он очень быстро засыпает. Значит ли это, что я должна будить его, прежде чем укладывать спать?

Ответ: Новорожденные, как правило, всегда засыпают во время кормления, и будить их нет смысла. Это противоречит матери-­природе! Дети постарше часто почти спят, когда заканчивают сосать. Если у них отобрать грудь или бутылочку, они сразу же начинают сонно озираться, просто чтобы убедиться, что все в порядке, а затем глубоко и уютно засыпают рядом с вами в постели или в своей кроватке.

Так почему же вам говорят, что не следует позволять ребенку засыпать, пока вы его успокаиваете или кормите? Существует теория, согласно которой младенец учится успокаиваться самостоятельно, и он этому не научится, если вы не будете делать, как сказано. Давайте рассмотрим два сценария.

Сценарий № 1: Вы не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и следить за признаками сонливости. Когда он начинает клевать носом, вы принимаетесь его успокаивать и / или кормить, и ребенок становится все более сонным и переходит в зону сна, но еще не полностью спит, когда вы заканчиваете его успокаивать и / или кормить. После этого ребенок может продолжать успокаиваться самостоятельно, достигая состояния глубокого сна без вашего участия. Этот процесс протекает легко, потому что малыш не переутомлен, и 80% детей (с нормальным уровнем беспокойства и плача) вполне с этим справляются.

Сценарий № 2: Вы позволяете ему бодрствовать слишком долго, и он переутомляется. Ребенок уже миновал зону сонливости и перешел в зону усталости. Теперь, когда вы начинаете его успокаивать и / или кормить, то обнаруживаете, что у вас не получается просто положить ребенка в кроватку, чтобы он спал, если только малыш не успевает глубоко заснуть к концу процесса успокаивания и / или кормления. Ему трудно успокоиться и заснуть самостоятельно, так как он переутомлен, а 20% детей (с повышенным уровнем нервозности / коликами) в первые месяцы жизни в любом случае обычно ведут себя именно так. Проблема не в том, что у вас не получается уложить ребенка, когда он уже сонный, но еще не совсем заснул, а в том, что вы позволили ему переутомиться, или в том, что малышу не повезло и у него повышенный уровень нервозности.

Отсюда следует, что, если родителям удается «укладывать ребенка спать сонным, но еще бодрствующим», значит, у него меньше проблем со сном, а если родители этого не делают (или не могут сделать), значит, у малыша существует больше проблем со сном. На самом деле, успех этой стратегии зависит от того, хорошо ли отдыхает ваш ребенок. Если вы по незнанию допустили, чтобы он переутомился, или ваш ребенок страдает коликами, эта стратегия не будет иметь успеха.

2 – 4-ая недели: усиление беспокойства

Исследования показали, что в первые несколько недель самый длительный сон у ребенка может продолжаться не более трех­-четырех часов и наступать в любое время дня и ночи. Обычно говорят, что новорожденный «путает день с ночью».

В эти недели со всеми детьми происходит перемена, к которой вы должны быть готовы. Иногда, когда ребенок вот-­вот заснет или вот­-вот проснется, он вдруг резко и сильно дергается всем телом. Когда дремлющий ребенок погружается в глубокий сон, его глаза закатываются. Эти явления совершенно нормальны для перехода от бодрствования ко сну и наоборот. Кроме того, все дети по мере развития их головного мозга постепенно становятся более активными, заинтересованными и возбужденными. Вы можете заметить, что ребенок находится в постоянном движении: он дрожит, сокращает и расслабляет мышцы, трясет конечностями, гримасничает, вертится и икает. Порой ваша милая крошка вдруг начинает нервничать, мучиться или перевозбуждаться по неизвестной причине.

Вопрос: Почему дети, которых кормят грудью, едят по ночам чаще, чем те, кого кормят смесями?

Ответ: Возможно, грудное молоко быстрее переваривается, поэтому ребенок, сосущий материнскую грудь, может проголодаться быстрее, чем при питании смесью. Возможно, мать, выбравшая естественный способ вскармливания, более чувствительна или настроена на своего ребенка и чаще реагирует на звуки, которые он издает просто во сне или сигнализируя о том, что проголодался. Возможно, у кормящей матери сильнее стремление дать ребенку всю возможную заботу и питание, и она использует грудь вместо пустышки, даже если он просто беспокоится, а вовсе не голоден. Также может быть, что кормящая мать чаще откликается на сигналы, подаваемые ребенком, из‑за неудобства, которое испытывает при переполнении груди. Или же она не уверена, получает ли ее ребенок достаточно молока, потому что, в отличие от кормления из бутылочки, при кормлении грудью нельзя определить, сколько ребенок съел.

5 – 6-ая недели: максимум плача и беспокойства

В возрасте примерно шести недель или, если ребенок родился преждевременно, через шесть недель после предполагаемой даты родов дети начинают осмысленно улыбаться.

Примерно в то же время, когда малыш начинает осознанно улыбаться, т. е. в возрасте около шести недель, ночной сон становится более организованным, и самый продолжительный период сна предсказуемо и регулярно приходится на вечерние часы. Теперь он составляет от четырех до шести часов. Поведение малыша становится все более разумным и устойчивым. Он проявляет все больше интереса к различным предметам — например, игрушкам и играм, и у него намного увеличивается спектр эмоциональных реакций.
Но вместе с тем для многих родителей этот период оказывается наиболее тяжелым, потому что именно в возрасте около шести недель у многих детей наступает пик беспокойства и активности.

Даже поведение ребенка с повышенным уровнем нервозности в шесть недель может стать еще хуже, чем было. Теперь у вас есть три сценария действий:

  • 1 «Пусть поплачет», игнорирование, исключение. Вот свидетельство матери: «Мы уже слышали когда‑то о том, что надо «дать ребенку поплакать», но это казалось мне слишком жестоким. Из прочитанной книги я сделала вывод, что, подходя к ребенку ночью всякий раз, когда он плакал, я стимулировала его и заставляла бодрствовать, а вовсе не успокаивала, как мне казалось. Все, что я читала о «ночном материнстве» и «родительстве, основанном на привязанности», не только не помогало, но, наоборот, наносило вред. Мы решили попробовать метод «исключения» доктора Вайсблута. В первый вечер я положила Ареса, как обычно, в восемь часов, но когда в десять он начал плакать, не подошла к нему. Это было одно из самых трудных решений, которое мне когда‑либо приходилось принимать. Он плакал на протяжении 45 минут. Я думала, что умру. Но, перестав плакать, он проспал всю ночь. Я была уверена, что мой ребенок умер. Но на следующее утро он проснулся счастливым и отдохнувшим, а потом, часа через два, снова заснул прямо у себя на коврике для игр. С этого момента мы поверили в то, что доктор Вайс­блут знает, о чем говорит. Вечером мы проводили целый ритуал — купали его, читали ему, кормили в шесть часов вечера, а затем укладывали в кроватку сонным, но еще бодрствующим. Днем он спал два раза, после слегка сокращенного ритуала укладывания, и спал два часа утром и час после обеда. Почему‑-то перед тем, как заснуть днем, Арес совершенно не плакал, а просто тихо засыпал. Однако по вечерам продолжал плакать по 45 минут после того, как я его укладывала, еще несколько недель. Это было очень тяжело, даже болезненно. Но после того как он засыпал, ребенок спал по 12 часов, что было для меня совершенно поразительно, и он был настолько веселее днем, что мы не отступались от избранного метода. Постепенно Арес научился засыпать вообще без слез и продолжал каждую ночь спать как минимум по 12 часов”.
  • 2 Контролируемый плач, частичное игнорирование, постепенное исключение. Один из методов этого сценария — оставить ребенка примерно на пять минут, потом вернуться и снова успокоить его до сонного состояния или снова уложить после успокаивания. Если он опять начинает громко плакать, оставьте его на десять минут, а затем повторите процесс утешения. Если плач возобновляется, оставьте ребенка на 15 минут, прежде чем снова повторить процесс утешения. Эта последовательность повторяется с прибавлением ко времени игнорирования по пять минут каждый раз, пока ребенок во время одного из приступов плача не заснет или пока он не будет лежать тихо после процесса успокаивания. Другой метод тоже включает в себя постепенное увеличение времени игнорирования, но в этом случае его увеличивают примерно на пять минут каждые два дня. Исследования показывают, что этот метод хорошо срабатывает за четыре — девять ночей.
  • 3 Проверка и утешение. Реагировать на сигналы, подаваемые ребенком ночью, родителям наименее сложно. Если ребенок плачет, вы тихо заходите к нему, чтобы проверить, все ли в порядке, и нежно успокаиваете в темноте, стараясь не брать его на руки. Вместо этого вы можете погладить ребенка по животику, легонько потрепать по головке или тихонько покачать кроватку. Вы используете минимум покачиваний, колыбельных и, если это необходимо, питания, чтобы вернуть ребенка к спокойному и сонному состоянию. Этот метод нравится тем, кто привержен принципам «родительства, основанного на привязанности», поскольку считается, что он дает ребенку ощущение эмоциональной уверенности в том, что его плач не останется без ответа, поэтому малыш учится доверять своей матери и не чувствует себя брошенным. Однако нет никаких доказательств того, что ребенку как‑то вредит, если ему позволяют плакать.

7 – 8-ая недели: развитие более продолжительных периодов сна

Существенные биологические перемены, начинающиеся у ребенка в этом возрасте, свидетельствуют о тенденции к более раннему засыпанию и к удлинению периодов непрерывного ночного сна.

Вопрос: Через сколько я должна укладывать ребенка спать?

Ответ: Не позже, чем после двух часов бодрствования.

Приблизительно два часа бодрствования — это максимальное время, которое могут выдержать большинство детей и не переутомиться. Иногда ребенку требуется всего около часа бодрствования. Такие короткие периоды, как правило, возникают рано утром. Старайтесь начинать укладывать ребенка еще до того, как он переутомится, — до того, как у него начнет портиться настроение, до того, как он будет раздражаться, тянуть себя за волосы, бить по ушам или тереть глаза. Такой тип поведения обычно развивается в пределах двух часов бодрствования, если не уложить малыша при первых признаках усталости. Следите за этими признаками. Правило двух часов не означает, что ребенок должен два часа бодрствовать, а затем два часа спать. Два часа — это интервал, в течение которого вы должны уложить ребенка спать.

Как успокоить ребенка с коликами и без

Определенно помогают в успокаивании:

  • ритмичное укачивание;
  • сосание (пустышка на очень короткой ленточке, прикрепленной к наволочке подушки или к воротнику детской пижамы; лента должна быть короткой, чтобы она не могла намотаться за шею ребенка);
  • пеленание.

Возможно, помогают в успокаивании:

  • овечья шкура;
  • мягкая игрушка со звуком сердцебиения;
  • тихая запись звука работающего пылесоса или текущей воды;
  • удаление из кроватки стимулирующих игрушек или яркого света ночью;
  • мягкое одеяло, которое ребенок может обнимать;
  • прикладывание головки ребенка к мягкому валику в кроватке.

3 – 4-й месяцы: окончание периода повешенной нервозности и колик

В чем заключается лучшая стратегия сна для вашего малыша в таком возрасте? Как и младенца с «легким» темпераментом, которому от шести до восьми недель, ребенка в возрасте трех-­четырех месяцев необходимо укладывать для дневного сна в тихом месте после периода бодрствования не более двух часов.

Вопрос: Когда я укладываю ребенка спать не более чем через два часа бодрствования, то сколько он должен спать?

Ответ: На этом этапе дневной сон может быть как коротким, так и продолжительным, здесь нет закономерностей. Такое разнообразие объясняется тем, что та часть мозга, что ответственна за регулярный дневной сон, еще не полностью развита. Следите за признаками усталости, которые помогут вам решить, достаточно ли долго спал ваш ребенок в этом конкретном случае.

Всегда подходя к ребенку, когда ему нужно спать, вы тем самым крадете у него время сна. Ваше пожелание позволять ему плакать, возможно, отражает происходящую внутри вас борьбу между здравой идеей о том, что иногда его необходимо оставлять одного.

Вопрос: Когда я должна начинать устанавливать регулярный режим дневного сна для ребенка? Когда следует начинать проявлять постоянство в методах успокаивания перед дневным сном?

Ответ: Регулярный дневной сон развивается в возрасте 12–16 недель. Вначале возникает регулярный сон в утренние часы, а затем, через несколько недель — во второй половине дня. Когда именно следует начинать приучать малыша к дневному сну, зависит от вашего опыта и темперамента ребенка.

Типичные ошибки, связанные с дневным сном

  • Слишком длительный интервал бодрствования.
  • Использование качелей, поездки в автомобиле или коляске во время сна.
  • Непостоянство методов, применяемых при успокаивании и укладывании ребенка.

Как успокоить ребенка и научить его спать (от рождения до 4-х месяцев):

  • Поощряйте сосание: не переживайте, если ребенок заснет, пока будет сосать.
  • Ритмичные укачивающие движения.
  • Пеленание.
  • Массаж.

Задумывайтесь о том, как вы будете успокаивать ребенка, но помните, что более важно — когда вы станете это делать:

  • 1 Дети очень быстро устают уже после одного или двух часов бодрствования. В течение дня вы должны отмечать время пробуждения ребенка, а затем помогать ему заснуть, начав успокаивать в течение следующих одного-­двух часов, прежде чем он переутомится. Старайтесь, чтобы периоды бодрствования были поко­роче.
  • 2 У детей в возрасте до шести недель ночной сон наступает в позднее время, и они не спят подолгу ни днем ни ночью. Днем старайтесь укладывать ребенка спать до того, как он переутомится. Всегда реагируйте на его запросы. Избегайте состояния переутомления.
  • 3 80% детей после шести недель по ночам становятся спокойнее, спят немного больше и вечером начинают раньше проявлять признаки сонливости. Такому ребенку не стоит давать плакать.
  • 4 20% детей и после шести недель не становятся спокойнее по ночам, не начинают дольше спать и не проявляют признаков сонливости в более раннее время вечером. Тем не менее старайтесь укладывать ребенка пораньше, даже если он не выглядит сонным. Тратьте на его успокаивание больше времени: дольше качайте, устраивайте ему роскошные долгие купания и бесконечные поездки на автомобиле. Отцы должны больше помогать матерям в уходе за такими детьми. Не позволяйте ребенку плакать.
  • 5 При укладывании днем постоянно применяйте один и тот же подход.
  • 6 Через несколько недель после рождения укладывайте ребенка спать в тихом и темном помещении.
  • 7 В шесть недель начинайте следить, нуждается ли ваш ребенок в более раннем укладывании, если у него нормальный уровень нервозности. У детей с повышенным уровнем нервозности такая потребность может появиться немного позже.
    В четыре месяца периоды бодрствования у ребенка становятся длиннее, но вы должны синхронизировать начало процесса успокаивания с началом проявлений у него признаков сонливости. У детей с нормальным уровнем нервозности они могут возникать предсказуемо, или «по часам». У детей с повышенным уровнем нервозности предсказуемость и регулярность режима сна появляются гораздо позже.
  • 8 После четырех месяцев по отношению к ребенку, который ранее страдал коликами, может потребоваться применить методы «пусть поплачет», контролируемого плача или проверки и утешения. В редких случаях это может быть необходимо в более раннем возрасте.

5 – 6-й месяцы: развитие послеполуденного сна

После четырех месяцев сон ребенка становится больше похожим на сон взрослого. Однако, он все еще нуждается в дневном сне. Около девяти утра лягте вместе с ребенком или уложите его спать одного. Если малыш проспит примерно около часа, повторите все то же самое перед следующим сном, около 13:00.

Вопрос: Что делать, если ребенок днем проспал мало? Когда я укладываю моего малыша, он плачет долго, но меньше часа, а затем засыпает, но спит не очень долго. После этого я опять должна оставлять его плакать? Иногда, после того как я укладываю его днем, он не плачет, но все равно спит недолго. Нужно ли оставлять его плакать после короткого дневного сна, чтобы он проспал подольше?

Ответ: Если сон продолжается намного меньше 30 минут, вы можете попробовать оставить ребенка одного еще на 30–60 минут, даже если он плачет, чтобы у него была возможность снова заснуть без вашей помощи. Если дневной сон продолжается значительно больше 30 минут, то менее вероятно, что ребенок снова заснет без вашей помощи, поэтому вы можете оставить его на дополнительные 30 минут или же сразу подойти к нему и больше не давать ему плакать. В целом, чем короче дневной сон и чем меньше его восстанавливающее воздействие, тем дольше ребенок должен пробыть один.

Наиболее типичная проблема со вторым дневным сном — слишком длинный интервал бодрствования после первого сна. Из­за этого ребенок переутомляется и с трудом может заснуть или проспать долго. Если плач и успокаивание, связанные с ранним послеобеденным сном, заняли у вас много времени и на часах уже гораздо больше 14:00 или 15:00, забудьте об этом периоде и попробуйте уложить ребенка в конце дня или ранним вечером. Если это произойдет около 16:00, ограничьте продолжительность этого сна примерно полутора часами, чтобы обеспечить разумно раннее время вечернего укладывания. Если это будет позже, скажем, около 17:00, дайте ребенку спать, сколько он хочет, потому что этот «дневной» сон может просто перейти в ночной, а сохранять раннее время утреннего пробуждения очень важно.

Третий сон необязателен. Если он возникает, то время его начала может варьировать от 15:00 до 17:00. Разной может быть и продолжительность этого сна, но, как правило, он очень короткий.

Синди Кроуфорд о книге Марка Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок»: «Я проглотила книгу буквально в считаные часы, незамедлительно начала применять идеи автора на практике и получила почти мгновенный результат. Мне симпатична философия доктора Вайсблута, который утверждает, что важнее всего в жизни — хороший отдых семьи. И, к счастью, благодаря этой книге большинство дней (и ночей) нам это удается!»

ОпросПользуетесь ли вы специальной литературой, посвященной уходу за детьми, их воспитанию и развитию?Активно слежу за новыми публикациями, часто покупаю подобные книги. Читаю подобные книги от случаю к случаю, иногда. Считаю, что лучший учитель – это опыт! И книгами о воспитании детей не интересуюсь. В современных книгах о детях нет ничего полезного.
Источник

x

Читайте также

batuty dlya detei

С какой детской площадки детей не вытянешь за уши? С той, где есть батуты!

Роль, которую играют детских площадок в физическом и умственном развитии ребенка, неоспорима, особенно, если на такой площадке установлены батуты. Сравнение детских игровых городков различных фирм-производителей. Какому из них отдать предпочтение? В наш век высоких похожие статьи9 эффективных способов быстро успокоить плачущего ребенкаСвадебный наряд в стиле «Империя»Скрининг некоторых видов рака приносит ...